«Кто будет владеть устьями Амура, тот будет владеть и Сибирью»
Н.Н. Муравьев
К моменту прихода к власти Петра I и
завершения московского периода русской истории система
административно-территориального деления сложилась достаточно хаотически.
Задачи создания регулярного государства, бюрократического государства требовали
упорядочения, в том числе и административно-территориального деления. [9]
Уездная система не устраивала Петра I тем,
что, во-первых, уездов было слишком много (к началу его правления уже более
300), а это делало мало управляемой всю систему управления, и, во-вторых, уезды
слишком отличались друг от друга численностью и плотностью населения, размерами
территории, уровнем доходов, ролью в государстве.
Первой попыткой кардинальных
административных реформ была губернская реформа, которая традиционно датируется
1708 г. Именным указом Петра I было
предписано разделить государство на восемь губерний по которым расписывались города. Однако первая
губернская реформа 1708-1710 гг.
изолировала консилию от местного управления, вывела губернии из-под влияния приказов. Возникла необходимость
объединения местного и центрального
управления в единую государственную систему. Эта задача была решена с созданием
Сената в 1711 году [10].
Тем не менее, при всей прогрессивности и
неотложности территориальных преобразований, уже вскоре после создания губерний
выявились их коренные недостатки. Прежде всего, бросается в глаза, что, как и в
большинстве петровских преобразований, здесь очень заметна военная
составляющая. Реформа должна была решить сиюминутные потребности военных
действий, способствовать лучшей организации набора в армию. Поэтому губернии
первоначально возникли как своего рода военные округа, и лишь впоследствии они
переросли уровень военных округов и превратились в гражданскую (точнее говоря,
военно-гражданскую) администрацию[2].
Кроме того, если уездов было слишком много,
то губерний, наоборот – слишком мало. Это привело к тому, что губернские
начальники должны были управлять огромными территориями (Сибирская губерния
занимала весь регион Сибири, Казанская – территорию от Волги до Урала, и т.д.)
с крайне слабым развитием дорожной сети, что на практике приводило к
фактической неуправляемости территорий.
Мероприятия
1719 г. получили
общепринятое наименование второй губернской реформы. Губернаторы всех 11
губерний имели теперь реальную власть лишь в губернском городе или одноименной
провинции. Круг полномочий воеводы, в свою очередь, увеличился: он приобрел
финансовые, военно-хозяйственные, полицейские, торговые и многие другие
функции. Поначалу воеводам подчинялись города и городские магистры. Но с
1721 г. магистры подчинялись
только главному магистрату, и городское население было исключено из ведения
воевод. Вскоре был введен Табель о рангах
(24 января
1722 г) это было важным
шагом в складывании бюрократического
аппарата, формировании иерархии служилых
чинов[10].
После смерти Петра I система территориального
управления продолжала трансформироваться. И если губернско-провинциальная
система осталась практически без изменений, то значительно большим изменениям
была подвергнута система местных учреждений. В
1727 г. была, в сущности,
ликвидирована петровская система местных учреждений, а воевода получил
фактически единоличную власть. Перестройка
1727 г. установила строгую
последовательность подчинения: уездный воевода зависел только от
провинциального воеводы, а последний подчинялся только воеводе губернскому. Это
была уже более строгая иерархия. Центром административно-территориальной
структуры, основной ячейкой на местах после
1727 г. стала губерния [5].
Число губерний продолжало понемногу
увеличиваться [8]: в
1727 г.
были образованы Белгородская и Новгородская губернии, в
1744 г. – Выборгская и
Оренбургская, в
1764 г.
– Иркутская, Новороссийская, Малороссийская, в
1765 г. –
Слободско-Украинская, в
1772
г. – Могилевская и Псковская, наконец, в
1775 г. была образована
новая Азовская губерния, а земли войска Донского получили особый статус[5]. Таким образом, к моменту начала новой губернской
реформы число губерний уже увеличилось до 23; провинций же было 65, уездов –
276.
Коренные преобразования в территориальном
управлении были произведены при Екатерине II. Печальный опыт торопливости,
проявленной при проведении петровской реформы, был учтен, поэтому осуществление
преобразований растянулось на десятилетие, с 1775 до
1785 г. Губернская реформа
Екатерины II стала крупнейшим шагом вперед в развитии четкой и осмысленной
структуры управления территориями.
При формировании новых губерний во главу
угла был поставлен принцип примерного равенства в численности населения
(воспринимавшегося, прежде всего, естественно, как налогоплательщики).
Екатерина II установила примерные размеры губерний от 300 до 400 тыс. душ
мужского пола, а уездов – 20-30 тыс., с неизбежными отклонениями в северных и
восточных районах в сторону уменьшения населенности.
Вторым по важности критерием выступало
развитие путей сообщения. Необходимо было иметь прямые дороги, во-первых, из
столицы в губернские центры, а во-вторых, из губернских центров – в уездные,
чтобы можно было достаточно быстро отмобилизовать войска в случае войны или
мятежа. [2].
В итоге сложилось двухчленное
административно-территориальное деление «губерния – уезд», с примерно
одинаковым (вокруг десяти) количеством уездов на каждую губернию.
По реформе
1775 г. город стал
самостоятельной административной единицей. В
1789 г. были введены
городские полицейские управы. Теснейшим образом с губернской реформой были
связаны и преобразования центральных учреждений.
В целом система местных губернских
учреждений оказалась настолько прочной, что просуществовала вплоть до
1861 г., а в некоторых существенных
деталях и до
1917 г.
Количество губерний и областей на протяжении XIX в. росло практически лишь за
счет приращения территорий империи.
После воцарения Павла I екатерининская
система губерний была пересмотрена, 13 губерний было ликвидировано сразу,
многие другие перекроены и переименованы. В итоге осталась 41 губерния.
Реформы, проведенные Александром I, вошли в историю как, "эпоха либерализма". Они способствовали
приспособлению старых порядков к новым условиям и тем самым укрепляли
абсолютизм. Первоочередной мерой этих новаций стало совершенствование
государственного аппарата, замена
изжившей себя коллегиальной системы управления [8].
Александр I восстановил с некоторыми
изменениями екатерининскую систему административно-территориального деления.
Однако создание в
1802 г.
министерств означало, помимо всего прочего, и возврат к строго централистской
системе управления, лишение губернаторов и городничих тех зачатков
самостоятельности управления, которые предполагала екатерининская реформа. Было
ликвидировано представительство губернаторов в центральных органах власти, а
сами губернаторы оказались подчинены напрямую даже не императору, а министру
внутренних дел [3].
На протяжении второй четверти XIX в., т.е. в
период правления Николая I количество губерний почти не изменялось (появились
лишь Ковенская в
1842 г.
и Самарская в
1851 г.),
но зато заметно изменился их состав, уточнялись границы губерний: уезды
переходили из одних губерний в другие, и тем самым устранялись многие
недостатки губернской системы, заложенные при ее реформировании в 1775-85 гг.
В 80-е гг. XIX в., после русско-турецкой
войны и завоевания Средней Азии, закончилось территориальное формирование
Российской империи и новых приобретений у России уже не было. Территориальное
расширение пределов империи закономерно повлекло за собой и усложнение
структуры административно-территориального деления. Новые губернии и области в
этот период появлялись исключительно на окраинах империи: проводилось
неоднократное административное переустройство в Сибири, Средней Азии и на
Кавказе.
К началу ХХ в. в административном отношении
Россия делилась на 78 губерний, 18 областей (в основном на окраинах империи) и
остров Сахалин.
|